Вовремя
замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная
психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в
предотвращении деформации личности растущего человека, которая и приводит к
правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие
стадии отклоняющегося поведения:
1. Неодобряемое
(шалости, озорство, упрямство);
2. Порицаемое
(нарушение дисциплины, случаи драчливости, дерзости);
3. Девиантное
(лживость, притворство, лицемерие, агрессивность, воровство);
4. Предпреступное
(хулиганство, избиение, вымогательство, распитие спиртных напитков);
5. Противоправное
или преступное.
Нравственная
деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются
следствием нарушений взаимосвязей с микросредой.
В
последние годы в мотивации правонарушающего поведения несовершеннолетних все
более значимую роль играют социально обусловленные мотивы, порожденные
бедностью, нищетой, бездомностью, безработицей, беспризорностью, вынуждающими
детей искать любые источники средств существования, включая противоправные.
Из-за экономических факторов появились мотивы, отнесенные к биологическим,
обеспечивающие физиологическое выживание организма. Криминологические
исследования зафиксировали, что непосредственно по мотивам абсолютной нужды,
ради приобретения жизненно необходимых продуктов и предметов одежды совершается
20,5% корыстных преступлений, а, по мнению экспертов-практиков, эта цифра
доходит до 48%. Безусловно, данное обстоятельство должно оказывать существенное
влияние на административную практику в отношении несовершеннолетних. Поскольку
достаточно распространены случаи, когда несовершеннолетние совершают мелкие
хищения, находясь в состоянии, близком к крайней необходимости. Данным
обстоятельством, как известно из опыта отечественного законодательства, «... наказание
воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется».
Рассмотрим
способы выявления и учёта учащихся группы риска, а также способы определения
причин отклоняющегося поведения. Факторы неблагополучия ребёнка мы можем
наблюдать в следующих сферах:
·
учебная деятельность;
·
взаимоотношения со сверстниками;
·
взаимоотношения со взрослыми;
·
проведение свободного времени;
·
отношение к труду и профессиональная
ориентация;
·
поведение и поступки.
Способы
получения необходимой информации:
·
анализ классных журналов;
·
опрос мнений учителей-предметников о ребёнке;
·
анализ учёта посещаемости;
·
анализ фиксированных нарушений дисциплины;
·
беседы с родителями;
·
социометрические исследования;
·
наблюдения;
·
беседы
с ребёнком;
·
запрос информации из центров, занимающихся
профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);
·
запрос информации из психолого-педагогических
центров, если ребёнку оказывали там помощь;
·
запрос информации из подразделения по делам
несовершеннолетних;
·
запрос информации с предыдущего места учёбы
ребёнка.
Для
ранней диагностики отклоняющегося поведения разработана карта наблюдений,
которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем,
социальным педагогом и школьным психологом. Данная карта наблюдений поможет определить
сферы и стенень неблагополучия ребёнка, станет основой для разработки
коррекционной программы и определения степени её эффективности. В карте
отражаются следующие стороны жизни ребёнка:
1) учебная
деятельность (равнодушие, нежелание учиться, низкая успеваемость, затруднения в
освоении учебных программ, систематическая неуспеваемость по одному или
нескольким предметам);
2) взаимоотношения
со сверстниками (положение в классе, отношение к другим детям);
3) взаимоотношения
со взрослыми (с учителями, с родителями);
4) проведение
свободного времени (не занимается в кружках и секциях, проводит свободное время
на улице, употребляет спиртные напитки, курит, зарабатывает себе на жизнь);
5) отношение
к труду, профессиональная ориентация.
Продуманный
и скоординированный план работы с трудными школьниками вызывает успех в
предотвращении правонарушений и преступлений. Целесообразно проведение
следующих мероприятий:
·
составление социального паспорта класса;
·
составление характеристик на детей группы
риска;
·
выявление детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
·
организация встреч учителей и специалистов
школы с родителями;
·
составление картотеки и сводных таблиц на
учащихся группы риска;
·
организация досуга и кружковой деятельности;
·
составление административных писем,
направление документации в КДН, ОППН и другие службы;
·
организация летней работы и отдыха детей
группы риска.
Большинство
родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных
семьях родители за помощью к учителям не идут. Поиск взаимодействия с такими
родителями – залог изменения отношения к детям и методам воспитания.
Профилактическая
работа с учащимися – процесс сложный. Специфическая задача школы в сфере
предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,
основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность
нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных
ситуаций, возникающих у учащихся определённого возраста.
Список
использованной литературы.
1.Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и
ориентиры // Педагогика. 2000. ЗЧ 10. - 132с.
2.Лунев А.Е. Понятие административного проступка и основания
административной ответственности // Правоведение. 1959. ЗГ 3.
- 229 с.
3.Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы.
М.: Ин-т
молодежи. 1992. -34 с.
4.Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин.
Ответственность. Л., «Наука». 1975.- 251 с.
5. Предупреждение правонарушений средствами и методами
воспитания // Закон и право. 2005.Х 3- 118 с.
6. Профилактика преступности и правонарушений
несовершеннолетних // Юридическая газета. 2002. Август (ЗГ2 33). - 114 с
7. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.,
1972.- 239с.
8. Социально-психологическая характеристика формирования
преступного поведения несовершеннолетних в группах. Закон и право.2005. К1 1
-200с.
9.Ю.А. Черёмухина. Основы организации деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав. Современное право. 2005. 3 Ч 2 8 .
-160 с.
|