Понедельник, 20.05.2024, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка Чекмезовой Марины Владимировны

Форма входа

Мои материалы

Главная » Файлы » Воспитательная работа

Работа классного руководителя по профилактике правонарушений
19.03.2012, 20:23
         Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая и приводит к правонарушениям и преступлениям.

 Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

1.   Неодобряемое (шалости, озорство, упрямство);

2.   Порицаемое (нарушение дисциплины, случаи драчливости, дерзости);

3.   Девиантное (лживость, притворство, лицемерие, агрессивность, воровство);

4.   Предпреступное (хулиганство, избиение, вымогательство, распитие спиртных напитков);

5.   Противоправное или преступное.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой.

В последние годы в мотивации правонарушающего поведения несовершеннолетних все более значимую роль играют социально обусловленные мотивы, порожденные бедностью, нищетой, бездомностью, безработицей, беспризорностью, вынуждающими детей искать любые источники средств существования, включая противоправные. Из-за экономических факторов появились мотивы, отнесенные к биологическим, обеспечивающие физиологическое выживание организма. Криминологические исследования зафиксировали, что непосредственно по мотивам абсолютной нужды, ради приобретения жизненно необходимых продуктов и предметов одежды совершается 20,5% корыстных преступлений, а, по мнению экспертов-практиков, эта цифра доходит до 48%. Безусловно, данное обстоятельство должно оказывать существенное влияние на административную практику в отношении несовершеннолетних. Поскольку достаточно распространены случаи, когда несовершеннолетние совершают мелкие хищения, находясь в состоянии, близком к крайней необходимости. Данным обстоятельством, как известно из опыта отечественного законодательства, «... наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется».

Рассмотрим способы выявления и учёта учащихся группы риска, а также способы определения причин отклоняющегося поведения. Факторы неблагополучия ребёнка мы можем наблюдать в следующих сферах:

·        учебная деятельность;

·        взаимоотношения со сверстниками;

·        взаимоотношения со взрослыми;

·        проведение свободного времени;

·        отношение к труду и профессиональная ориентация;

·        поведение и поступки.

     Способы получения необходимой информации:        

·        анализ классных журналов;

·        опрос мнений учителей-предметников о ребёнке;

·        анализ учёта посещаемости;

·        анализ фиксированных нарушений дисциплины;

·        беседы с родителями;

·        социометрические исследования;

·        наблюдения;

·        беседы  с ребёнком;

·        запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);

·        запрос информации из психолого-педагогических центров, если ребёнку оказывали там помощь;

·        запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;

·        запрос информации с предыдущего места учёбы ребёнка.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения разработана карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и стенень неблагополучия ребёнка, станет основой для разработки коррекционной программы и определения степени её эффективности. В карте отражаются следующие стороны жизни ребёнка:

1)   учебная деятельность (равнодушие, нежелание учиться, низкая успеваемость, затруднения в освоении учебных программ, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам);

2)   взаимоотношения со сверстниками (положение в классе, отношение к другим детям);

3)   взаимоотношения со взрослыми (с учителями, с родителями);

4)   проведение свободного времени (не занимается в кружках и секциях, проводит свободное время на улице, употребляет спиртные напитки, курит, зарабатывает себе на жизнь);

5)   отношение к труду, профессиональная ориентация.

Продуманный и скоординированный план работы с трудными школьниками вызывает успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Целесообразно проведение следующих мероприятий:

·        составление социального паспорта класса;

·        составление характеристик на детей группы риска;

·        выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·        организация встреч учителей и специалистов школы с родителями;

·        составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска;

·        организация досуга и кружковой деятельности;

·        составление административных писем, направление документации в КДН, ОППН и другие службы;

·        организация летней работы и отдыха детей группы риска.

Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители за помощью к учителям не идут. Поиск взаимодействия с такими родителями – залог изменения отношения к детям и методам воспитания.

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определённого возраста.



 

 

 

Список использованной литературы.

1.Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и ориентиры // Педагогика. 2000. ЗЧ 10. - 132с.

2.Лунев А.Е. Понятие административного проступка и основания административной ответственности // Правоведение. 1959. ЗГ 3.

- 229 с.

3.Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы.

М.: Ин-т молодежи. 1992. -34 с.

4.Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность. Л., «Наука». 1975.- 251 с.

5. Предупреждение правонарушений средствами и методами воспитания // Закон и право. 2005.Х 3- 118 с.

6. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних // Юридическая газета. 2002. Август (ЗГ2 33). - 114 с

7. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.- 239с.

8. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах. Закон и право.2005. К1 1 -200с.

9.Ю.А. Черёмухина. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Современное право.   2005. 3 Ч 2 8 .

-160 с.

 

 

Категория: Воспитательная работа | Добавил: chekmezowa2010
Просмотров: 5422 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0